|
Резюме
доклада А.В. Крейцера "Петербург в судьбах
мира", прочитанного на заседании
петербургского Общества имени Владимира
Соловьева.
(сам
доклад)
Автор доклада рассматривает
Петербург как город, соединяющий в себе Запад и
Восток. И, обращаясь к вопросу о роли Петербурга в
судьбах мира, первоначально анализирует историю
последнего. А.В. Крейцер считает, что
архетипические основы современной цивилизации
Были заложены в 13 веке, когда завершилась эпопея
крестовых походов. Эти походы были направлены не
только против мусульман, якобы захвативших Гроб
Господень в Иерусалиме, но и против Византии.
Разгром Константинополя крестоносцами не был
случайностью, а являлся исторической
закономерностью. Крестовые походы были попыткой
восстановления единства церкви на западной
основе: Запад, захватив Восток с Иерусалимом и
Константинополем, попытался взять на себя всю
тяжесть мирового Крестного пути. Такая попытка
потерпела полный крах в середине 13 века, когда
Людовик IX Святой был вынужден отказаться от
мысли о захвате Иерусалима, к тому времени уже
утраченного Западом. Тогда же закончились ничем
походы немецких крестоносцев и шведов на Русь,
которая была тоже Востоком, причем, как и
византийский Восток, православным. На русском
Востоке крестоносцев остановил Александр
Невский. Восток остался за Востоком, а Запад за
Западом. И сложилась та картина разделения
европейской цивилизации, которая в общих чертах
передает состояние и современного мира.
Внутри Востока были и есть свои восток и запад.
Восток внутри Востока можно связать с
устремлением к Голгофе, Жертве, Распятию и
Воскресению, т. е. к Иерусалиму. Запад внутри
Востока – Константинополь с его государственным
началом, связанным с злоупотреблением властью,
роскошью, презрением к жизни отдельного
человека. Подобные восток и запад существуют и
внутри Запада, где восточное направление тоже
иерусалимское, а западное следует отождествить с
Римом.
Но Рим – не только запад внутри Запада. Рим –
центр мира, ибо таковым он был до разделения
церквей и остается до сих пор, так как хранит
множество общехристианских святынь и реликвий,
принадлежащих как Востоку, так и Западу.
Петербург, соединяющий в себе Восток и Запад,
претендует на роль центра мира, схожего с Римом.
Но надо учитывать, что Петербург задумывался как
часть православной России и ее столица. Поэтому
Петербург можно рассматривать в качестве центра
мира на восточнохристианской основе.
Общеизвестно, что классический Петербург
возводился сразу и по единому плану на
неохватных просторах акватории Большой Невы, в
то время как города Западной Европы
застраивались постепенно на протяжении многих
столетий. Отсюда узость пространства этих
городов. Петербургское пространство можно
охарактеризовать как выражающее простор русской
души. Католические по форме петербургские храмы,
например Исаакиевский и Казанский соборы, на
русском просторе-пространстве Петербурга могут
означать, что в нашем городе Запад пришел на
Восток. И… восточное, русское, пространство
вошло в католические храмы. Поэтому в них идут
православные службы.
Когда в таких храмах служат не мессу, а
православную литургию, не разрушив и не
перестроив их, это значит, что Восток вошел на
Запад без боя, мирно. Петербург таит в себе
возможности без насилия захватить Запад так же,
как на короткий исторический период крестовых
походов Запад силой захватил Восток.
То русское пространство, которое проникает в
католические формы петербургских храмов, --
вселенское, ибо истинный простор только и может
быть вселенским. Петербург выражает собой идею
всеединства. Он –центр мира, подобный Риму, и в
римские формы Петербурга вошло православие.
Когда Петербург полностью обретет себя в
качестве православного Рима, исчезнет трещина
между Востоком и Западом. Своим "обратным
светом" Восток осветит Запад, восход закат,
конец начало. И люди Запада, окостеневшие в
материальном благополучии, перестанут забывать
о том, что рай, связанный с приходом Бога на землю,
Его Рождеством на западе, -- есть только начало
Крестного пути, впереди же Голгофа и Воскресение.
Но в конечном итоге восточный путь, который
Петербург готов предложить миру, -- путь всеобщей
Голгофы. Она должна будет распространиться на
весь мировой Крестный путь. Апокалиптический
конец станет началом – началом "нового неба и
новой земли", за которые была принесена
Искупительная Жертва. Восточный путь – это путь
следующего за Распятием Воскресения не только
Христа, но и всего человечества. Петербург в
воскресшем человечестве станет новым
Иерусалимом.
Не исключено, что образ описанного Петербурга
питал философию Владимира Соловьева и его
представления о мировом всеединстве.
|